Спустя немногим более полугода, одна из самых крутых тактических стратегий для РС прибыла на консоли текущего поколения. Месяц тому назад, в конце сентября, бойцы XCOM вновь начали свою борьбу против инопланетных захватчиков, которые теперь взяли под контроль весь земной шар, и более того — пользуются активной поддержкой немалой доли землян, которым высокие технологии и благодать, обеспечиваемые пришельцами, пусть и при вопиюще тоталитарных условиях, милее, чем прошлая жизнь. XCOM 2 — это игра, которая призвана и способна покорить сердца множества игроков, что она и успела сделать на РС, где лично я за эти полгода провёл часов под 150. Но сможет ли она покорить сердца консольщиков? Это мы и выясняем в данном обзоре!
Субтитры в игре традиционно плохо читаются на телевизоре, но они есть и на русском языке. Как и вся игра, кроме озвучки...
Выпустив оригинальный ремейк XCOM: Enemy Unknown, команда Firaxis показала всем игровым студиям и игрокам, как нужно делать настоящие ремейки культовой классики — не переиначиваться крутые фишки, а улучшать их и развивать, не ломать концепцию, а дополнять её. Представлять игру в лучшем свете, чем она была. Да, были и нарекания, потому что проект стал несколько менее хардкорным, чем были классические XCOM. Впрочем, этот параметр сложно считать недостатком, потому что хардкорность, как и сложность, вещь относительная. Есть игроки, кто с лёгкостью проходят XCOM на высочайшей сложности и с включённым Iron Man, но это не значит, что разработчикам нужно ориентироваться именно на них. Аудитория гораздо больше и разнообразнее.
Вторая номерная часть возрождённой франшизы стала визуально-механическим апгрейдом ремейка и его масштабного расширения Enemy Within, а также прямым сюжетным сиквелом. Я не могу сказать, что сюжет серии когда-либо хватал звёзды с неба, но он всегда был достаточно интересным, чтобы дополнительно мотивировать игрока к прохождению. История XCOM 2 не изменяет данной традиции — события происходят спустя годы после прошлой игры, когда пришельцы захватили землю и образовали организацию «Адвент». Теперь они хозяева человечества и обеспечивают его благополучие в условиях тотального контроля жизни. Лишь немногие, кто ценит былую свободу, продолжают оказывать сопротивление, нанося точечные удары по врагам. Но все они не серьёзнее комариного укуса… вернее, почти все.
Один из таких ударов приводит к запуску истинного механизма сопротивления. С него и начинаются события — в роли нескольких новых рекрутов и нашего старого знакомого командира операционного мостика, но заметно поседевшего, мы спасаем ключевую фигуру оригинальной игры: руководителя проекта ХСОМ, который был похищен «Адвентом». Многие наши старые друзья погибли, но им на смену пришли новые инженеры и учёные, готовые посвятить себя работе на благо сопротивления. Впрочем, в дополнениях к игре разработчики не забыли об инженере Реймонде Шене и докторе Мойре Вален.
Вместе со спасением шефа ХСОМ, мы получаем управление над новой базой, организованной на просторах огромного летающего корабля «Мститель», захваченного у инопланетян. Общая концепция проекта от такого финта фактически не изменилась: вместо подземных раскопок для создания новых блоков, мы просто расчищаем разные уровни корабля, на которых и устанавливаем новые генераторные, партизанские школы и другие полезные отсеки. Многие учреждения обзавелись дополнительными функциями, а ещё изменился подход к задачам и чёрному рынку. Поскольку мы теперь не сидим на месте, а постоянно перемещаемся по Земле всей своей летучей базой, приходится стараться получше рассчитывать время: на карте мира то и дело появляются новые возможности и задачи разного характера — найденные тайники, места для исследования, миссии по спасению и так далее.
Как и в оригинальной игре, часто игрок будет оказываться перед непростым выбором: на какое задание отправиться и чем пожертвовать? Это, пожалуй, неотъемлемая часть серии. Больше заданий и возможностей становятся доступны с установление новых контактов в регионах — это местный аналог запуска спутников из первой части. Чем больше регионов на связи и объединены в сеть, тем больше доход и возможности «Мстителя». Открытие чёрного рынка также происходит не сразу, его сперва нужно найти на карте и исследовать, а уже затем совершать транзакции. И лучше это сделать поскорее — кредиты на ранних порах будут очень кстати!
Основной же стратегический игровой процесс проекта мало в чём изменился — всё те же постепенные исследования и появление новых технологий на основе вскрытий инопланетян, пошаговое развитие всего и вся, от обычного оружия, действующего на отводе пороховых газов, до футуристических энергетических и лазерных образцов. То же касается развития брони, аксессуаров и робототехники — всё постепенно и пошагово. Но если у вас есть дополнение «Подарок Шень», то спустя часов пять-семь вы сможете заполучить в своё распоряжение могучего робота «Искру-001». Задания из дополнений никак не отличаются от основных игровых задач, поэтому их легко перепутать. Но уже находясь на игровой карте и вступив в сражение, дополнения легко узнаются — в них гораздо больше противников, особенно на ранних порах сюжетных миссий.
Когда команда игрока, сформированная из четырёх-шести бойцов, высаживается на территории проведения операции, игрокам открывается самая заметная в плане тотального улучшения часть игры. Механика XCOM 2 сохранила все основные фишки оригинала и обросла новыми ништяками, вроде наличия у рейнджеров рукопашных клинков или навыков к перетаскиванию потерявших сознание соратников. Своих не бросаем! Очень классной штукой считаю появление возможности вызвать спасательный корабль фактически в любое время, что работает в большинстве миссий. Если бойцы загнаны в угол, а такое случается, не обязательно пробиваться с боем к цели миссии, ведь можно уйти, зализать раны и вернуться более подготовленными.
К крутым фишкам игры можно отнести также возможность обирать трупы врагов — в редких случаях, убитые противники оставляют после себя какой-то трофей, это может быть оружие, детали или артефакты. Также можно найти тайники с оружием на карте мира. Со стреломётом, топорами, уникальным револьвером и другим добром.
Сражения с противниками теперь более тактические и, как следствие, могут показаться сложнее. Разработчики добавили элемент случайности — в некоторых заданиях к противникам будет прибывать подкрепление, которое высаживается в случайно определяемой точке. Враги чаще и аккуратнее используют укрытия, и больше полагаются на свои уникальные навыки, вместо простого злоупотребления сильнейшими способностями. Смешных и нелепых сектоидов, редко представлявших угрозу в XCOM, во второй части заменили на более прокачанных бойцов «Адвента» нижней планки. Они не отличаются высоким показателем здоровья, но беспрекословно подчиняются командирам, нередко отправляются в режим наблюдения и не забывают о попытках обойти бойцов игрока. Разумеется, во многом поведение противника будет зависеть от выбранной игроком сложности, но даже в нормальном режиме ветеранам франшизы будет где попотеть. Особенно при встрече с новыми типами врагов, вроде вайперов, роботов и оборотней.
Типы заданий в большинстве своём остались прежними, а это значит, что предельно раздражающие миссии по спасению кучи гражданских на какой-то территории тоже будут. Те самые, где невозможно спасти всех, и противники вместо охоты за игроком, предпочитают охотиться за безоружными и трясущимися от страха людьми. Честно говоря, при прохождении всех частей ХСОМ, я предпочитаю такие миссии оставлять в сторонке, если за них не предлагают золотые горы и молочные реки с кисейными берегами. И русалками. Пусть и немного змееподобными.
Интереснее и разнообразнее представлена кастомизация персонажей, начиная от ручной настройки и заканчивая прокачкой. Поскольку XCOM 2 локализована командой «СофтКлаб», мы можем изменять имена и истории персонажей, прописывая их вручную на русском языке. Игрокам доступно больше стран и возможность изменения пола героя/героини в любой момент — можно половину игры пройти отрядом мужчин, а затем всех их превратить в женщин лёгким движением руки! И без длительного хирургического вмешательства. Выбор боевых классов и возможностей также расширился, теперь герои разных профессиональных направлений ощущаются более индивидуальными, чем ранее, и более ценными.
Рейнджеры/штурмовики традиционно необходимы для разведки и быстрого выведения из строя врагов, в то время как специалисты всегда сопровождаются роботами типа «Гремлин», которых можно оборудовать медицинскими или ударными способностями. А вот гренадёры продолжают ощущаться танками, хотя это и есть цель данного класса — танковать. Роботы типа «Искры-001» в бою позволяют игрокам расширить арсенал тактических хитростей, поскольку умеют выполнять роль укрытия для бойцов — робот быстрее и безболезненнее оправляется после получения урона, чем человек, который потом может месяц на койке валяться. Снайперы традиционно незаменимы, в моей команде их всегда двое: один с заточкой под снайперские винтовки, и другой — под револьвер для CQВ.
Когда я начал играть в XCOM 2, то получал массу удовольствия от коротких сессий, которые устраивал в свободное от других занятий время, в результате чего толковое прохождение проекта заняло у меня несколько месяцев. Если же основательно зависнуть в игре, да ещё и с опытом предыдущих частей, её среднее прохождение займёт не более полусотни часов. Но здесь следует учесть следующий момент: игры XCOM никогда не были про скорость прохождения, как и большинство проектов подобного плана. Они про тактику и прокачку тактического мышления игрока, они про поиск новых уловок и развитие способностей, про исследование локаций и улучшение домашней базы. Несомненно, наличие сюжета заставляет игрока шевелиться быстрее, поскольку «Адвент» не дремлет и постоянно пытается нанести контратаку по «Мстителю». Но шевелиться быстрее — не значит лететь, не разбирая дороги. Поэтому в любом случае, сколько бы часов в день вы не уделяли играм, готовьтесь к глубокому и длительному приключению.
В консольной версии игры я провёл значительно меньше времени и не прошёл её до конца, в отличие от пройденной дважды РС-версии, но наигранных 20 с гаком часов более чем достаточно, чтобы прийти к следующему уверенному итогу: консольный порт XCOM 2 однозначно удался, несмотря на заметные трудности в вопросе оптимизации. Игровой процесс изначально разработан так, чтобы комфортно ощущаться на консолях и при управлении контроллером, вместо клавиатуры с мышью. Но самым главным достоинством консольной версии является отсутствие огромного количества багов, в том числе критических, которые были в игре на РС, и издевались над игроками первые несколько месяцев.
Хвалить XCOM 2 можно долго, но в случае консольных версий его есть, за что поругать. Здесь катастрофически длинные загрузки, кажется даже более продолжительные, чем были в «Ведьмаке 3», и производительность оставляет двоякие впечатления. Казалось бы, в тактической игре скорость не самое важное, но здесь из-за подтормаживаний могут теряться целые кадры анимации, не говоря уже о том, что иной раз персонажи думают по 5-10 секунд, прежде чем выполнят команду! Кроме того, лаги могут влиять на отклик управления — игра не всегда с первого раза ловит команды игрока.
За время существования проекта, команда Firaxis исправила проблемы с текстурами, анимацией и внутриигровыми кубиками, влияющими на просчёт успешности того или иного действия, и соответствие конечного результата показанному проценту. Так, теперь нет совершенно идиотских ситуаций, когда персонаж игроку в буквальном смысле упирает ствол дробовика в нос противнику, а игра показывает шанс попадания в 35%. Стреляя — персонаж намеренно отводит ствол и палит себе под ноги. На почве такого поведения во время сражений с вайперами, змееподобными пришельцами женского вида, даже шутка появилась, что бойцы XCOM не хотят стрелять в «змеесиськи». Теперь проценты считаются более объективно, но от казусных ситуаций, правда, это не спасает. Время от времени снайперы продолжают промахиваться из винтовок на смешных дистанциях, хотя из пистолетов палят как Клинт Иствуд в лучшие свои годы. Штурмовики отводят дробовики за секунду до выстрела, а пули иногда совершают лютые кульбиты, вылетая из ствола под прямым углом…
90XCOM 2 — IS A MUST. Да, именно так. Это тактическая стратегия, в которую стоит поиграть всем поклонникам жанра и просто игрокам, неровно дышащим к увлекательным играм. И имеющим в своём распоряжении добрую сотню-две часов реального времени. Здесь отличный дизайн, интересный сюжет, огромное количество боевых и тактических возможностей, средний уровень микроменеджмента — он не сложен, но потребует внимательности и планирования, приятная графика и широкие возможности кастомизации. Впечатления может испортить лишь техническая сторона проекта — хромающая производительность и непостижимо долгие загрузки, которые становятся тем длиннее, чем дольше играешь..